«Тот, кто возродит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды. (Тирмизи, 168).

Руководствуясь хадисом о возрождении сунны, хотим сделать напоминание себе и вам. Сегодня напоминание будет о займе, долге и связанных с этим вещах, в особенности, об искренности, в отношении к словам Всевышнего и Его посланника, мир ему и благословение.

Проблема, связанная с долгами, ссорами и обидами, с несправедливостью и разочарованиями мусульман друг в друге, основана, как нам кажется, всего на трех вещах. Каждая из них и причина и следствие других, что Вы поймете сами. Эти проблемы, как и впрочем и все проблемы уммы, могут быть легко решены следованием своей религии, послушанием Аллаhу и Его посланнику, мир ему и благословение.

Вот эти три вещи:

  1. ЗАПИСЬ ДОЛГА Многие братья и сестры, не записывают долг и сроки возрата. Причины - стесняются, боятся проявить неуважение, обидеть человека. Те же кто просит в долг, могут посчитать оскорбительным для себя, если дающий захочет записать. И это после того, как стал известен аят:

    «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его…» (Коран 2: 282).

    Но, какими такими понятиями мы руководствуемся, считая оскорбительным или унизительным то, что явно узаконил и повелел Аллаh?

    "Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений", говорит Всевышний в том же аяте, а затем: "Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи."

    Призываю себя и Вас, с этого самого момента задуматься, скольких проблем поможет нам избежать обучение у Аллаха. Сколько смуты и ссор, сомнений и разочарований. А затем, начать любой долг или договор записывать, призывать свидетелей, призывать других поступать так же, возродить это, забытое нами, положение религии и обучаться у Аллаhа, который ниспослал нам религию, только для облегчения (87:8), только на пользу.
  2. НЕБРЕЖНОСТЬ К СРОКАМ Берущие в долг часто небрежны к возврату и к срокам (особенно, если они не записаны при свидетелях). Небрежны, т.е. не возвращают, хотя могли бы. Берущий в долг не должен ждать напоминания. Это его долг, его честь, его положение перед Аллахом. Берущий в долг должен следить за сроками и соблюдением договора.
    Давший долг уже получил за это награду, когда помог мусульманину в сложной ситуации, которая вынудила того просить.

    Со слов Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
    «Кто развеет какую-либо печаль своего брата в этом мире, тому Аллах развеет одну из печалей Судного Дня. Кто облегчит положение человека, оказавшегося в затруднении, тому Аллах облегчит и в этой жизни и в Следующей».

    Берущий в долг находится в опасности, пока его не вернет. В опасности умереть с долгом, который не прощается даже самым лучшим людям. Так кто же больше должен стараться помнить долги и сроки возврата?
  3. ЧЕРСТВОСТЬ СЕРДЕЦ Дающие в долг бывают черствы и слепы к проблемам должника. Переходят на грубости, ставят человека в неудобное положение, позорят его.

    Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
    «Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)».

    Вот она, братья и сестры, милость и мягкость друг к другу, вот она основа хороших отношений, вот он благой нрав.
    Пророк, мир ему и благословение, сделал дуа за таких людей. Как Вы думаете, ценнее это тех денег, возврат которых Мы можем ускорить своей черствостью к должнику, даже если он этого заслуживает?

    «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится» (Коран 2: 280).

    Со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
    «(Некогда) ангелы приняли дух человека из числа живших до вас и спросили (его): “Совершил ли ты что-нибудь благое?” Он ответил: “Я всегда приказывал своим слугам давать отсрочку несостоятельному и проявлял снисходительность к обеспеченному”, и Аллах простил его».

    Поэтому, мягкость в этом деле очень важна. Это основа любых отношений между нами :)
  4. Коротко о правилах долговых договоров, будь то личные нужды или бизнес, большие или малые суммы:

    1. Необходимо записывать долг и сроки возврата!
    2. При письменном заключении договора должны быть свидетели - двое мужчин, любо один мужчина и две женщины.
    3. При невозможности в дороге (или по иной причине) найти свидетлеей - возможен залог, а если двое доверяют друг другу (т.е. без залога решили заключить договор), то в этом нет греха.
    4. Должник должен помнить о сроках возврата по договору и стараться успеть.
    5. Аллаh повелевает давать отсрочку тому, кто из-за трудностей не может вернуть долг.
    6. Дающий не имеет права требовать вернуть долг раньше установленного срока.

    Несколько моментов, которые помогут нам улучшить отношения в умме, улучшить свой нрав и получить дополнительную надежду на милость Аллаhа:

    1. Не нужно быть грубым, по какой бы причине должник не задерживал выплату.
    2. Не стоит избегать того, кому должен, если не получается вернуть деньги в срок.
    3. Нельзя обманывать или уходить от ответа, по вопросам долга.
    4. Не стоит стесняться просить должника записать долг и сроки выплаты под его диктовку.
    5. Не нужно обижаться на желание дающего в долг записать долг, наоборот, если он забыл, следует напомнить. Тогда оба получат награду Аллаhа за исполнение Его повеления.
    6. Желательно прощать долги или облегчать Его выплату, а Прощающий и Облегчающий делает больше.

    А главное - соблюдение правил, установленных Аллаhом, посредством Его книги и Его посланника, мир ему и благословение, уменьшает вероятность многих проблем, вызванных такой частой и тяжелой причиной, как долги.

    Давайте обучаться у Аллаha, братья и сестры.

    Источники: священный коран, сахих Бухари и Муслима.